Пятница, 26.04.2024, 03:33
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Кафедра госпитальной педиатрии КГМУ

Каталог статей

Главная » Статьи » Практические и мануальные навыки, ЭКГ

Аускультация сердца у детей


Аускультация сердца

Аускультация сердца у детей младшего возраста проводится в положении лежа с разведенными и фиксированными ("кольцом" согнутых пальцев рук помогающего при обследовании) или в положении сидя с разведенными в стороны руками ребенка. У детей старшего возраста аускультация проводится в различных положениях (стоя, лежа на спине, левом боку).

Во время деятельности сердца возникают звуковые явления, которые называются сердечными тонами:

1.     I тон обусловлен захлопыванием митрального и трикуспидального клапанов, колебаниями миокарда, начальных отделов аорты и легочного ствола при растяжении их кровью, а также колебаниями, связанными с сокращением предсердий;

2.     II тон образуется за счет колебаний, возникающих в начале диастолы при захлопывании полулунных створок клапана аорты и легочного ствола, за счет колебания стенок начальных отделов этих сосудов.

Звучность тонов меняется в зависимости от близости расположения фонендоскопа к клапанам - источникам звукообразования.

Общепринятые толчки и порядок аускультации:

1.     область верхушечного толчка - выслушиваются звуковые явления при закрытии митрального клапана, поскольку колебания хорошо проводятся плотной мышцей левого желудочка и верхушка сердца во время систолы ближе всего подходит к передней грудной стенке;

2.     2-го межреберья справа у края грудины - выслушивание звуковых явлений с клапанов аорты, где она очень близко подходит к передней грудной стенке;

3.     2-го межреберья слева от грудины - выслушивание звуковых явлений с полулунных клапанов легочной артерии;

4.     у основания мечевидного отростка грудины - выслушивание звуковых явлений с трехстворчатого клапана;

5.     точка Боткина - Эрба (место прикрепления 3- 4-го ребер слева к грудине) - выслушивание звуковых явлений с митрального и аортального клапанов.

У детей дошкольного возраста лучше выслушивать сердце в период задержки дыхания, так как дыхательные шумы могут мешать аускультации сердца. При аускультации сердца следует сначала оценить правильность ритма, затем звучание тонов, их соотношение в разных точках аускультации (I тон следует после продолжительной паузы сердца и совпадает с верхушечным толчком. Пауза между I и II тонами короче, чем между II и I). У верхушки сердца и основания мечевидного отростка у детей всех возрастных групп I тон громче, чем II, только в первые дни жизни они почти одинаковы. У детей первого года жизни I тон на аорте и легочной артерии громче, чем II, что объясняется низким кровяным давлением и относительно большим просветом сосудов. К 12- 18 месяцам сила I и II тонов у снования сердца сравнивается, а с 2- 3 лет начинает превалировать II тон. В точке Боткина сила I и II приблизительно одинакова. У 80 % детей могут выслушиваться функциональные ("неорганические", "акцидентальные", "непатологические", "невинные", "физиологические", "вторичные", "непостоянные", "преходящие", "временные") шумы - дополнительные звуковые явления в области сердца, не связанные с анатомическим повреждением сердца и крупных сосудов.

Происхождение функциональных шумов:

1.     шумы формирования сердца возникают в связи с неравномерным ростом отделов сердца, несоответствием камер и отверстий сердца, створок клапанов и хорд, диаметра и толщины стенок сосудов, что ведет к дополнительной турбулентности крови и вибрации створок клапанов, изменению резонансных свойств работающего сердца;

2.     шум малых аномалий, не ведущих к нарушению гомодинамики, - относительное сужение крупных сосудов - индивидуальные особенности архитектоники трабекулярной поверхности эндокарда, своеобразие структур и расположения папиллярных мышц и хорд, обусловливающих дополнительную турбулентность крови;

3.     шумы мышечного происхождения: атонические, гипертонические нейровегетативные, миокардиодистрофические, после физической нагрузки;

4.     шумы при изменении состава, скорости движения крови - анемические, тахемические, при эксикозе, при гиперволемии;

5.     шумы при острых и хронических инфекциях и интоксикациях;

6.     внесердечные шумы: компрессионные (при сдавлении крупных сосудов), сердечно-легочные, шум легочной артерии в районе ее бифуракции, при деформации грудной клетки.


Категория: Практические и мануальные навыки, ЭКГ | Добавил: pediatrkazan (09.06.2010)
Просмотров: 21029 | Рейтинг: 3.7/15
Всего комментариев: 0
RSS

Форма входа

Категории раздела

Экзаменационные вопросы [4]
В данной категории представлены вопросы к экзамену по специальности "Педиатрия" для 5 и 6 курсов педиатрического факультета
Клиническая фармакология [5]
Материалы по клинической фармакологии детского возраста
Гематология [0]
Материалы по гематологии детского возраста
Неонатология, патология новорожденных [0]
Материалы по неонатологии, патологии новорожденных
Патология детей раннего возраста [1]
Материалы по патологии детей раннего возраста
Патология детей старшего возраста [14]
Материалы по патологии детей старшего возраста
Практические и мануальные навыки, ЭКГ [2]
Материалы по практическим и мануальным навыкам, ЭКГ в педиатрии

Поиск

Время жизни сайта

Интересное видео

Актуальное видео

К занятию

Medical English

СТАТИСТИКА